Познаем вместе!


«ИССЛЕДУЕМ, ОТКРЫВАЕМ И ПОЗНАЕМ ВМЕСТЕ!»


(Рекомендации для родителей по развитию исследовательских качеств ребенка)


Родители среднестатистического ребенка-дошкольника за день слышат несчетное количество вопросов. Всевозможные «как?», «зачем?» и «почему?» постоянно присутствуют в детском лексиконе. Малышу интересно узнавать что-то новое, а задача взрослых - всячески поддерживать и поощрять интерес к познанию, даже если придётся столкнуться с небольшими трудностями.


Почему это важно? Да потому, что чем выше уровень познавательной активности у ребенка в дошкольном возрасте, тем результативнее будет его учеба в школе, и тем более целостным, творческим и интеллектуальным человеком он станет в будущем.


Опытные педагоги в дошкольных учреждениях уделяют немало времени развитию у детей полноценного познавательного интереса, однако решающее влияние на развитие личности ребенка оказывает семья.


Мы подготовили несколько простых рекомендаций для родителей, следуя которым вы сможете развить исследовательские качества своего ребёнка.


1. Начать исследование можно путём простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Источником могут служить различные жизненные ситуации, объекты и явления живой и неживой природы. Даже дорога в детский сад может превратиться в занимательное времяпрепровождение, если вы пробудите в ребёнке познавательный интерес.


Если ваш ребёнок задаёт вопрос «почему..?», «как..?», не спешите давать готовый ответ. Пусть ребёнок ищет его сам, выдвигая гипотезы, опираясь на ваши наводящие вопросы. Важно помнить, что давно известные нам вещи для детей являются первооткрытиями, поэтому разговор с ребёнком должен вестись на равных. Благодаря такой форме общения, где вы не поучаете, а вместе с ребёнком ищете ответы на вопросы, вы становитесь для него другом, примером, авторитетом.


Так о чём же говорить по пути в детский сад? Например: «Как ты думаешь, почему ёлка никогда не сбрасывает иголки?». Если ребёнок затрудняется, предложите ему наводящие вопросы: «Что ты можешь сказать об иголках, какие они?», «Какие деревья сбрасывают свою одежду?», «Чем лист отличается от иголки?», «Как ты думаешь, кому нужно больше влаги и тепла - листу или иголке?». Вывод делает ребёнок самостоятельно: ёлка зелёная зимой и летом, так как её иголки твердые, узкие, не боятся холода, непродолжительного дня и т.д. А вот другие темы для разговоров: «Почему день сменяется ночью?», «Что такое туман?», «Из чего состоит песок?» и т.д.


2. Важно знать, что основополагающим фактором развития исследовательских способностей является грамотно организованная развивающая предметная среда. Дома можно организовать небольшой уголок экспериментирования: подобрать дидактические игры, энциклопедии, собрать «ларец преобразований» (лупу, пипетку, трубочки для коктейля, песочные часы, природный, бросовый материал), сложить блокнот, карандаши для зарисовки экспериментов, пр. «Ларец» можно смастерить из обычной коробки, обклеив её совместно с ребёнком картинками, наклейками - пусть он будет ярким и привлекательным для вашего изобретателя.


3. Отдельно хочется сказать о коллекционировании, в процессе которого ребенок учится анализировать информацию и системно мыслить. Желание собирать что-то у детей проявляется довольно рано - малыши часто «коллекционируют» каштаны и камешки, цветочки и красивые фантики…Если ребёнок пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Соберите вместе с ребёнком камешки, палочки, шишки, ракушки и прочее. Разложите их по кучкам. Пусть малыш покажет, где деревянные предметы (каменные, стеклянные), какой предмет самый маленький (большой), какие из них круглые (овальные). Придумайте историю шишки или желудя (на каком дереве росла, как попала на тропинку, как мы ее нашли). Предложите ребёнку закрыть глазки и брать предметы по очереди, пытаясь на ощупь угадать, что это.


Поддержав таким образом детский интерес, вы можете добиться того, что бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное занятие – коллекционирование.


4. При развитии исследовательских навыков детей непременно расширяются и их речевые возможности. Чем бы вы ни занимались с ребенком, непременно обращайте внимание на его речь. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что слышал на прогулке. Игры в природе дают такую возможность для развития речи. Предлагаем вам примеры игр, позволяющие развивать монологическую речь и умение обосновывать свой выбор:


«Четвертый лишний».

Помогает детям классифицировать предметы и выявлять особенности явлений природы. Например, что лишнее: дерево, трава, цветок, дождь. Почему?


«Хорошо – плохо».

Ребенку предлагается один предмет или явление природы, и он должен сказать, что в нём хорошего, а что плохого. Например, дождь. Это хорошо, потому что, когда он идет, поливаются все растения - деревья, цветы, кустарники, птички могут пить из луж. Плохо то, что после дождя очень грязно, сыро и нужно ждать, пока всё высохнет, чтобы погулять.


«Что бывает…»

Например, что бывает в природе жёлтым, круглым, прозрачным и т.д.


«Загадки»

Возвращаясь из детского сада, посоревнуйтесь с ребёнком в составлении и отгадывании загадок. Придумать загадку – значит, обычным предметам придать образную форму. И наоборот – разгадать загадку – заменить метафорический образ реальным.


«Назови как можно больше признаков предметов»

Вы называете какой-либо предмет, например: стол, дом, самолёт, книга, а ребёнок называет как можно больше возможных признаков этого предмета.


Рекомендации подготовили:

заместитель заведующего С.А.Ляпунова,

воспитатель М.А. Стрелкова

© 2010 МАДОУ д/с № 136
Контактная информация

Адрес: 236029 г. Калининград, ул. Громовой, д.67

Телефон: +74012-70-45-77