Говори правильно
Говорите с детьми: 7 советов учителя-логопеда
Почему дети не говорят?
Этот вопрос волнует многих молодых родителей.
Одна из причин - гиперопека малыша. Она может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной, ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи?
Вторая причина - родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями. В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты и его речь развивается медленнее.
Третья причина - если ребенок часто находится в избыточной информационной среде. Если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых, это создает "шумовую завесу", и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В таких случаях ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях.
Как родители могут помочь?
Вот 7 несложных советов.
1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.
2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки-собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши).
3. Играйте с пальчиками ребёнка, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из потешки.
4. Читайте детские стихи, рассказывайте наизусть потешки, считалочки, пойте колыбельные.
5. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте.
6. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.
7. Разучите с малышом потешки и известные стихи А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака.
Следует помнить: если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержи речевого развития и оказать ребенку помощь. Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.
Учитель-дефектолог Е.В. Скотникова
«Игры для развития речи и мышления дошкольников»
Общение ребенка с родителями очень важно. Это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать мир, получить одобрение от самых близких ему людей.
Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. И каждый малыш открывает этот мир заново, с чистого листа. Поэтому начнем с самого начала, с самого простого.
Знания в мире формируются постепенно, благодаря вовлечению ребенка во взаимоотношения с ним. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, то есть в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!
Прежде всего, обратите внимание на изучение предметов и их качеств. Большой интерес у детей вызывают тематические мини-занятия: «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Посуда» и т. д., а также игры: «Оденем куклу на прогулку», «Повар готовит обед», «Уберем квартиру к празднику» и т. д.
Вы очень скоро заметите, что благодаря такому содержательному и умному общению развитие ребенка будет происходить быстрее: малыш начнет свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал.
Быстро будет расширяться его словарный запас. Красочность речи придает использование в ней прилагательных. Замечено, что если для ребенка создавать специальные речевые ситуации, то овладение прилагательными, а значит, и красотой, выразительностью речи происходит заметно быстрее и, главное, интереснее. Ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут речевые ситуации по описанию предметов («Какая собачка?», «Какой автобус ?») или самостоятельному придумыванию загадок о предметах (фруктах, овощах). Например: «Оранжевая, хрустящая, сладкая, сочная. Что это?» (Морковка.) Ваша цель – заинтересовать ребенка говорить содержательно, образно, используя как можно больше разнообразных слов.
Прогулки в городских парках, скверах, поездки на дачу, за город тоже можно использовать для речевых игр и бесед с ребенком. Побуждайте ребенка максимально точно называть цвета листьев, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится, что они отличаются друг от друга. В естественной обстановке, на природе, вы обогатите словарь ребенка. Он начнет различать и употреблять в речи: «светло-зеленый», «темно-зеленый», «салатный», «болотный», «желто-зеленый». Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов – всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, что начнет меняться внимание, сосредоточенность, мышление вашего малыша.
Найдите на полянке три цветка (листочки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом предложите поменяться ролями.
Попросите ребенка определить характер, поведение деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – доброе с раскидистыми ветками, которые похожи на добрые руки человека; другое – строгое, стройное, как солдат на посту; третье – грустное, одинокое.
Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «На что похож лист, облако, тень от дерева?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственно мышление и восприятие.
Целесообразно видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов:
-Чем лист похож на бумагу? (Толщиной, легкостью.) А на траву? (Цветом.) А на каплю? (Формой.)
Следующий вид упражнений – чистоговорки, скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках: «Из-под топота копыт пыль по полю летит», «На горе трава, на траве дрова».
Очень нравится детям такое упражнение. Попросите произнести одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо): «Милая моя, ты не спишь!»; «Вы ели на завтрак мороженое?»; «Мама купила (купи) виноград»; «Скорее домой!»; «У нас кончился хлеб».
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Играйте со своим малышом, подарите ему радость общения с вами, наполните совместное времяпрепровождение интересным и развивающим содержанием!
Учитель-логопед М.А. Щербакова
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Использование скороговорок и загадок в речевом развитии дошкольников
Скороговорки, пословицы, загадки – помощники учителей-логопедов и родителей в речевом развитии дошкольников.
«Скороговорки»
Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще недостаточно координировано и четко работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается с помощью специальных занятий, никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому используйте старые добрые скороговорки, и проблем с речью у вашего крохи станет меньше.
«Загадки»
Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте его внимания на то, что без доказательства можно предложить неверный ответ. Например, если при разгадывании загадки "Красная девица сидит в темнице, коса на улицу" ребенок кричит "морковка", спрашиваем, почему. "Потому что красная," – отвечает малыш. «Но клубника тоже красная, - можем возразить ему. - Значит, это тоже правильный ответ?»
Нужно постараться обратить внимание ребенка на остальные признаки, указанные в загадке. Если малыш сообразил и утверждает, что "сидит в темнице" означает "растет в земле", тогда можно задаться вопросом, а не редис ли это – ведь тоже в земле растет и тоже красный? Теперь обратите внимание ребёнка и на то, что в темнице сидит именно "она", так что предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают.
Ребенок должен усвоить, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в доказательстве. Затем вспомните, что еще растет на грядке. Почему автор загадки не мог иметь в виду свёклу, ведь она тоже красная, когда ее разрежешь? Пусть малыш выскажет свои предположения. Предложите свою версию: свёкла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, "Желтая девица сидит в темнице" (репа). Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том, что словосочетание "красная девица" имеет двойное значение, т.е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.
Желаю успехов!
Учитель-логопед Е.С. Максимова
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
Одно из условий успешного обучения в школе – это своевременно и правильно развитая речь, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит - чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питаем мозг человека.
Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась вовремя и правильно?
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Особый интерес у родителей вызовут игры с использованием нестандартного оборудования: массажных мячиков, платочков, ковриков, крупных бигуди, прищепок, счётных палочек, зубных щёток, бус, резинок для волос, шестигранных карандашей.
Их использование стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Игры сопровождаются стихотворным текстом.
Игра с крупными бигуди «Ролик»
Трудно ролик мне вести
Прямо по дорожке,
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
(дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой, убирают бигуди в обе ладони).
Игра с массажными мячиками «Наши ручки».
Это ручка-правая.
Это ручка – левая.
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.
Будет сильной правая.
Будет сильной левая.
Будут ручки у меня ловкие, умелые.
Игра с прищепками «Гусенок».
Вот проснулся,
Встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок:
«Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне».
(бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой руки, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу).
Можно использовать пальчиковые игры с нестандартным оборудованием без стихотворного сопровождения.
- выкладывание разноцветных дорожек с помощью нити и мозаики;
- раскладывание по-одному стеклянных камешков в цветные крышечки;
- раскладывание фасоли разного цвета в разноцветные колбочки;
- откручивание и закручивание крышек из-под любых флаконов и бутылочек;
- выкладывание по одной фасолине в каждую ячейку решетки для раковины;
- нанизывание по одной резиночки на коктейльные палочки;
- закрепление зажимов-«крабиков» для волос на коктейльные палочки;
- наматывание и разматывание веревок, нити для вязания на катушку;
- выкладывание мелких предметов в каждую ячейку емкости для льда.
- нанизывание резиночек для волос на длинные бигуди.
Учитель-логопед М.А. Щербакова