Образовательные стандарты
Образовательные стандарты
С 2013 года в РФ действует федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Это принципиально новый документ, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре образовательной программы, к условиям ее реализации и к результатам освоения. Он разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции о правах ребёнка.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, к их структуре и результатам освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
В требованиях к структуре образовательной программы и её объёму определяется содержание и организация образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать такие направления развития и образования детей (образовательные области):
· социально-коммуникативное развитие,
· познавательное развитие,
· речевое развитие,
· художественно-эстетическое развитие.
· физическое развитие.
Требования к условиям реализации образовательной программы содержат психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия. Особое место занимают требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна быть
· содержательно-насыщенной,
· трансформируемой,
· полифункциональной,
· вариативной,
· доступной и
· безопасной.
Требования к результатам освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования а) в младенческом и раннем возрасте, б) на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (выдержки):
· ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
· ребёнок овладевает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
· ребёнок обладает развитым воображением;
· ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
· у ребёнка развита мелкая и крупная моторика;
· ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения;
· ребёнок проявляет любознательность, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п., способен к принятию собственных решений.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования