Здоровые дети - в здоровой семье
Профилактика энтеровирусной инфекции
Что такое энтеровирусная инфекция?
Энтеровирусная инфекция (ЭВИ) – инфекционное заболевание, вызываемое определенным видом кишечного вируса. Энтеровирус имеет много разновидностей (серотипов). Они способны поражать многие ткани и органы человека: центральную нервную систему, сердце, легкие, печень, почки и др. Это определяет значительное многообразие клинических проявлений - от легких лихорадочных состояний до тяжелых менингоэнцефалитов, миокардитов. Серозно-вирусный менингит является наиболее типичной и тяжелой формой энтеровирусной инфекции.
ЭВИ носит сезонный характер, вспышки возникают в весенне-летний и летне-осенний периоды. Заражение происходит через воду, продукты питания, а также испражнения больного, через мельчайшие капельки слюны и мокроты при кашле и чихании. Очень часто заражение происходит при купании в открытых водоемах.
Энтеровирусы устойчивы во внешней среде: хорошо переносят низкие температуры (в условиях холодильника они сохраняются в течение нескольких недель), в водопроводной воде выживают до 18 дней, в речной воде – около месяца, в очищенных сточных водах – до двух месяцев, на предметах обихода, продуктах питания (молоко, фрукты, овощи). Вирус быстро погибает при прогревании, кипячении, при воздействии хлорсодержащих препаратов, ультрафиолетового облучения.
Данная инфекция характеризуется быстрым распространением заболевания.
Как проявляется инфекция?
Источником инфекции является человек (больной или носитель), в том числе больные бессимптомной формой. Инкубационный период составляет в среднем от 1 до 10 дней, но максимальный до 21 дня. Среди заболевших ЭВИ преобладают дети.
Вирус поражает все органы и ткани, но в основном поражается нервная ткань, сердце, печень, поджелудочная железа, мышечная ткань, глаза. Заражаться может каждый, но чаще болеют дети.
Заболевание начинается с повышения температуры до 38-40º, слабости, головной боли, тошноты, рвоты, светобоязни. Эти симптомы могут сопровождаться болями в области сердца, живота, мышцах, боли в горле, герпетическими высыпаниями на дужках и миндалинах. В некоторых случаях наблюдаются катаральные явления со стороны верхних дыхательных путей, насморк, кашель. На 1-2 день болезни появляется сыпь, преимущественно на руках, ногах, вокруг и в полости рта, которые держатся в течение 24-48 часов (иногда до 8 дней) и затем бесследно исчезают.
Иногда могут развиваться острые вялые параличи конечностей, судороги, дрожание конечностей, косоглазие, нарушение глотания, речи и др.
Что делать, если ты заболел?
В случае появлении этих жалоб необходимо немедленно обратиться к врачу, не ждать, надеясь, что все пройдет, не пытаться самостоятельно лечиться. Необходимо срочно поместить больного в стационар, т.к. он может быть источником заражения людей, проживающих рядом.
Как себя защитить?
Меры неспецифической профилактики энтеровирусной инфекции такие же, как при любой острой кишечной инфекции – необходимо соблюдать следующие правила:
-
Для питья использовать только кипяченую воду или бутилированную.
-
Мыть руки с мылом перед каждым приемом пищи и после каждого посещения туалета, строго соблюдать правила личной и общественной гигиены.
-
Перед употреблением фруктов и овощей их необходимо тщательно мыть с применением щетки и последующим ополаскиванием кипятком.
-
Купаться только в официально разрешенных местах, при купании стараться не заглатывать воду.
-
Не приобретать продукты у частных лиц и в неустановленных для торговли местах.
-
Соблюдать правила личной гигиены.
При контакте с больным энтеровирусной инфекцией необходимо наблюдать за состоянием своего здоровья и при появлении каких-либо жалоб немедленно обратиться к врачу!
Помните, что заболевание легче предупредить, соблюдая элементарные меры профилактики, чем лечить!
Стоп, инфекция!
Памятка для родителей
по профилактике острых кишечных инфекций
Острые кишечные инфекции (ОКИ) - это многочисленная группа острых инфекционных заболеваний, вызываемых различными микроорганизмами, простейшими, бактериями, вирусами с преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта.
Как происходит заражение ОКИ?
Возбудители ОКИ в организм человека попадают с пищей, водой, у маленьких детей через грязные руки, игрушки. В летний период создаются благоприятные условия для сохранения и размножения возбудителей ОКИ в окружающей среде. При массивном накоплении возбудителей в окружающей среде частота их попадания в желудочно-кишечный тракт человека увеличивается, соответственно увеличивается вероятность возникновения заболеваний.
Симптомы заболевания. После попадания возбудителя в организм, болезнь проявляется не сразу. Это, так называемый, скрытый, инкубационный период, который длится от нескольких часов до 10 дней. Потом у больных повышается температура, появляется слабость, тошнота, ухудшается аппетит, появляются боли в животе, рвота, частый жидкий стул.
Заболевание ОКИ может протекать в виде здорового носительства. Больные или носители представляют опасность для окружающих, так как с фекалиями выделяется огромное количество возбудителей в окружающую среду. Далее через загрязненную воду, предметы обихода, руки или пищевые продукты возбудители ОКИ вновь попадают в кишечник здорового человека.
Некоторые заболевания протекают в легкой форме, поэтому больные не обращаются к врачу, а занимаются самолечением. Это может привести к нежелательным последствиям. Непременно обратитесь к врачу при первых симптомах заболевания.
Чтобы предохранить себя и детей от заболевания ОКИ, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
строго соблюдайте правила личной гигиены, чаще и тщательно мойте руки с мылом после возвращения домой с улицы, перед едой и после посещения туалета;
- для питья используйте кипяченую, бутилированную или воду гарантированного качества;
- овощи, фрукты, ягоды тщательно мойте перед употреблением под проточной водопроводной водой, а для маленьких детей ещё и кипяченой водой;
- не приобретайте продукты питания у случайных лиц или в местах несанкционированной торговли;
- в домашних условиях соблюдайте правила гигиены при приготовлении горячих и холодных блюд, сроки годности и условия хранения пищевых продуктов, особенно скоропортящихся, сырые продукты и готовую пищу следует хранить раздельно;
- для обработки сырых продуктов необходимо пользоваться отдельными ножами и разделочными досками;
- тщательно прожаривайте или проваривайте продукты, особенно мясо, птицу, яйца и морские продукты;
- скоропортящиеся продукты и готовую пищу следует хранить только в холодильнике при температуре +2 +6;
- не следует смешивать свежеприготовленную пищу с остатками от предыдущего дня, но если готовая пища остается на другой день, то перед употреблением ее необходимо подвергнуть термической обработке (прокипятить или прожарить);
- не давайте маленьким детям некипяченое разливное молоко, сырые яйца, используйте для приготовления пищи только свежие продукты;
- на кухне соблюдайте чистоту, не скапливайте мусор и пищевые отходы, не допускайте появления мух и тараканов;
- постоянно поддерживайте чистоту в жилище и соблюдайте правила личной гигиены, особенно если в семье есть маленькие дети;
- периодически мойте детские игрушки, мягкие игрушки необходимо либо стирать, либо обрабатывать в химчистке;
- не купайтесь в водоемах, где это не рекомендуется или запрещено.
Личный пример родителей - лучший способ обучения ребенка. Соблюдение всех перечисленных рекомендаций поможет Вам избежать заболевания острыми кишечными инфекциями.
Помните, что любое заболевание легче предупредить, чем лечить.
Здоровые дети – в здоровой семье
Среди многочисленных семей воспитанников нашего детского сада есть такие, для которых спорт, здоровье – не просто слова. Это образ их жизни.
Семья ПОДОБЕДОВЫХ
Глава семьи, Александр Владимирович - мастер спорта по вольной борьбе и мастер спорта по рукопашному бою, тренер-преподав
атель высшей квалификационной категории. В 2009 г. и в 2012 г. стал победителем областного смотра-
конкурса, объявленного Правительством Калининградской области, в номинации «Лучший детский трен
ер».
Светлана Игоревна – мастер спорта по лёгкой атлетике, экс-рекордсмен Калининградской области в беге на 200 м, 300 м, 400 м. Работает в ДЮСШ, преподаёт в БФУ им. Канта. Как педагог-профессионал и как мама троих детей она прикладывает много усилий для физического развития своих детей, своих воспитанников, своих студентов.
Младшие представители семьи Подобедовых:
Дмитрий, 10 лет, учащийся МАОУ СОШ № 56, бывший выпускник нашего детского сада. Имеет достижения в области футбола – «Лучший нападающий», в области лёгкой атлетики – в своей возрастной категории является самым быстрым легкоатлетом Калининградской области.
На Всероссийских соревнованиях в Москве «Детская русская зима» завоевал два 2-х места – в беге на 60 м и в беге
на 60 м с барьерами. Имеет стипендию губернатора Калининградской области за спортивные достижения.
Семён, 7 лет, воспитанник МАДОУ ЦРР д/с № 136. Занимается спортивной гимнастикой. На своих первых соревнованиях завоевал третье место.
Даша, 4 года, воспитанница МАДОУ ЦРР д/с № 136. Занимается художественной гимнастикой. Все её спортивные достижения – впереди
В 2011 и в 2013 г. г. семья Подобедовых признана одной из самых спортивных семей города Калининграда.
Успехов вашей дружной спортивной семье, благополучия и новых достижений!
Семья ЛЕРЫ ЛЕВИНОЙ
Интересы членов этой семьи разнообразны и многогранны. Их увлечения – байдарки, пешие походы, туризм и даже экстремальные виды спорта.
Лера - воспитанница нашего детского сада, ей скоро исполнится 7 лет. Занимается хореографией, синхронным плаванием, любит животных.
Вместа с мамой, Татьяной Увеналиусовной, увлекается изготовлением игрушек и поделок из природного и бросового материала. Является неоднократным победителем и призёром творческих конкурсов, организованных газетой «Страна Калининград».
Подвижные игры– важное средство физического воспитания детей
Значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Особое место среди игр занимают подвижные игры.
Как показали исследования специалистов, 85% времени бодрствования современные дети проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Подвижные игры - самое лучшее лекарство от двигательного «голода» - гиподинамии.
Многие из подвижных игр существуют с незапамятных времён и передаются из поколения в поколение. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание и т. д. и именно поэтому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.
Если у вас на природе появилась возможность организовать игровую деятельность детей, можно провести с ними следующие игры:
«Петушиный бой» Играющие встают друг против друга на одной ноге, вторую ногу держат согнутой, руки складывают на груди. Прыгая на одной ноге, каждый старается плечом толкнуть противника, заставить его потерять равновесие и опустить вторую ногу – тогда бой выигран.
«Не теряй равновесия» Играющие становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Стопы их сомкнуты. Подняв руки на уровень груди, каждый поочерёдно ударяет одной или обеими ладонями по ладоням противника. Можно уклоняться от удара, неожиданно разводя руки. Кто сдвинется с места хоть одной ногой – проигрывает.
«Кому достанется кегля» На пенёк ставят кеглю (или какой-либо другой предмет). По обе стороны в 8 – 10 шагах от неё становятся двое играющих лицом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю. Побеждает тот, кто первым это сделает.
«Мишень – корзинка» - Небольшую корзинку подвешивают к ветке дерева и раскачивают. Играющие становятся на расстоянии 3 – 4 метров от корзинки и забрасывают в неё какие–либо мелкие предметы (шишки, камушки и т. д.) Когда корзина перестанет качаться, её снимают, считают заброшенные предметы. Победителем считается тот, чьих предметов заброшенно больше.
Инструктор по физической культуре
Дошкольный возраст - период интенсивного формирования двигательных качеств, навыков и умений ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.
Движение - это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение этой потребности особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития, к снижению двигательных функций и сопротивляемости инфекционным заболеваниям.
Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует её познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега, ветра. При плавании дети знакомятся со свойствами воды. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными способностями - ловкостью, быстротой, силой, выносливостью, равновесием, глазомером, гибкостью. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера.
У детей с раннего возраста необходимо формировать двигательные способности. Помощь в их развитии вам окажут подвижные игры. Предлагаем некоторые из них для проигрывания с детьми 3-5 лет в домашних условиях.
"Шли, шли и нашли". Для детей 3-4 лет. Основное движение – ходьба.
Игрушки расположены в разных местах комнаты. Дети вместе со взрослым идут и приговаривают: "Мы шли, шли, шли. Мышку нашли!" (имитируют движения: как мышка на носочках, руки-лапки сложить на уровне груди). Игра повторяется, теперь дети "находят" других персонажей (гуся, петушка, мишку, зайку и др.) и имитируют их походку и повадки.
«Ножки, ножки». Для детей 3-4 лет. Основное движение – бег.
Дети бегут друг за другом по кругу (периметру комнаты) под слова водящего «Ножки, ножки бежали по дорожке. Топ-топ-топ-топ! Прыг!» На последнее слово прыжком быстро поворачиваются в другую сторону.
"Перепрыгни через ручеёк". Для детей 4-5 лет. Основное движение – прыжки.
На полу комнаты выкладывают двумя шнурами ручеёк: с одного конца узкий (30 см.), с другого - широкий (до 60-70 см). Дети перепрыгивают через ручеёк, начиная прыгать с узкого места и постепенно продвигаясь к широкой части ручейка.
Инструктор по физической культуре
М.М. Матюхова
«ДОШКОЛЁНОК»
газета для заботливых родителей и их талантливых детей
из МАДОУ ЦРР д/с № 136
январь 2016 года
Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки!
Выпуск нашей газеты посвящён
двигательному развитию дошкольников
Двигательное развитие – одна из основных линий развития детей дошкольного возраста. Помимо собственной значимости – это еще и важнейший фактор разностороннего развития личности ребенка. Так, Ж. Тиссо говорил: «Движение составляет главный источник здоровья».
Двигательная активность должна занимать 50-60 % времени всего периода бодрствования ребенка. Однако, следует отметить, что потребность в движении у всех детей разная, что объясняется их индивидуальными особенностями.
Как часто мы, взрослые, раздражаемся, когда дети бессмысленно, как нам кажется, бегают по квартире, носятся по двору, и мы не можем увести их домой. Это представляется нам шаловливостью, нежеланием подчиняться нашим требованиям. Так ли это?
Не стоит путать шаловливость ребенка с удовлетворением его биологической потребности в движениях, а такая потребность имеется. Присмотритесь к поведению вашего ребенка. Если его движения ограничивать на протяжении 2-3 часов, то в дальнейшем он постарается «компенсировать» это повышенной подвижностью.
В течение дня ребенок совершает множество разнообразных движений. Сумма их называется двигательной активностью. Суточная величина двигательной активности должна удовлетворять биологическую потребность организма в движениях.
Задача родителей – создать необходимые условия для оптимальной двигательной активности детей. Почему это важно? Дело в том, что недостаток движений особенно отрицательно отражается на растущем организме ребенка, на состоянии его сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитии и функциях многих органов. Малоподвижный образ жизни может даже вызвать болезнь, которую медики называют гипокинезией. При этом заболевании нарушается обмен веществ, деятельность опорно-двигательного аппарата и вегетативной нервной системы, резко снижается физическая работоспособность.
Вашему ребенку пять лет, скоро он пойдет в школу. Занятия в школе, учебные нагрузки, необходимость продолжительное время сидеть за партой могут привести к ограничению его двигательной активности. Закономерно встает вопрос – как избежать гипокинезии, как организовать физическое воспитание ребенка в семье?
Утренние – не часы – минуты должны быть отданы гимнастике. Недаром эти физические упражнения называют зарядкой бодрости на весь день. Упражнения простые и разнообразные. Примерно каждые две недели комплекс упражнений рекомендуется менять.
Не забудьте перед началом упражнений открыть форточку. Заниматься ребенок должен в майке и трусах. Чистый, свежий воздух, движения, а после этого умывание – и вялости, сонливости, как ни бывало.
В выходные дни, во время отпуска, когда ребенок остается с вами, необходимо найти время для того, чтобы побегать с ним, покататься на коньках или лыжах, если это зима; летом поиграть в мяч, покататься на велосипеде, пойти в лес и т.д. Эти часы совместных занятий физической культурой полезны не только для здоровья ребенка, но и для вашего. Не упускайте эту возможность!
Ученые установили, что в сутки ребенок 5-7 лет должен делать 13-17 тысяч шагов, находиться в движении 2,5-3,5 часа. В это количество входит не только ходьба, но и бег, прыжки, другие виды движений.
Программа детского сада включает постепенно увеличивающиеся по объему и сложности упражнения, подвижные игры и др., что является составной частью режима дня в детском саду. Но этого недостаточно.
Вечером, когда вы взяли ребенка из детского сада, найдите возможность пройти с ним пешком хотя бы часть дороги. Прогулка – это ваше время общения, а 20-30 минут, затраченные на нее, вернут и вам бодрость после трудового дня, «не пропадут даром» ни для здоровья, ни для настроения.
Подвижные игры, обучение катанию на коньках, лыжах не только совершенствуют двигательные умения ребенка, развивают у него ловкость, быстроту, силу и выносливость, но и полностью способствуют воспитанию таких важных черт характера, как настойчивость в достижении цели, чувство товарищества. В жизни эти качества будут очень полезны.
В последние годы некоторые родители стремятся рано привлекать своих детей к регулярным занятиям такими видами спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика, плаванье. Полезно ли это? Однозначно ответить нельзя. Регулярные тренировки и связанные с ними физические нагрузки, если они ребенку дошкольного возраста не по силам, будут вредны. С семи лет только некоторые дети, прошедшие тщательное медицинское обследование, могут начинать такие занятия.
Учеными установлена безусловная связь между двигательной активностью и развитием ребенка, способностью его организма оказывать сопротивление болезням. Вот почему активные дети болеют реже.
Выпуск подготовила: учитель-логопед М.А. Щербакова